Судебная дорожно транспортная экспертиза в Москве


Эксперт определяет:

  1. мог ли водитель предпринять какие-либо действия и предотвратить аварию;
  2. траекторию и скорость движения транспортных средств, участвующих в ДТП;
  3. изучает следы торможения автомобилей и т.д.;

В зависимости от причин дорожно-транспортного происшествия и того, на ком лежали обязанности по обслуживанию дорожного полотна конкретного участка автомобильной дороги, ответственность несут ГИБДД, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Проведение дорожной — транспортной экспертизы необходимо во всех случаях, когда причинами ДТП является плохое качество дорожного покрытия или несоответствие обустройства придорожной территории. Если вам необходима помощь квалифицированного эксперта, Вы можете начать с получения бесплатной консультации специалиста консалтинговой группы «Альфа».

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Помните, что для успешного проведения дорожно-транспортной экспертизы Вам потребуется предоставить максимально полную информацию. В данном случае будут полезны все фото и видео материалы, которые было сделаны в момент ДТП. Чем более исчерпывающей будет информация, тем более точной будет сама дорожная экспертиза.

Услуги консалтинговой группы «Альфа» в области проведения дорожно-транспортных экспертиз

Наша компания предоставляет услуги по проведению различных автотехнических и криминалистических экспертиз. Эксперты проводят экспертизу, применяя современные методы и технологии. Опыт и профессионализм наших сотрудников позволяет качественно и в короткие сроки выполнять поставленные задачи. Процедура экспертизы проводится в соответствии с требованиями законодательства РФ. Мы предоставляем следующие услуги при проведении дорожно-транспортной экспертизы:

  • изучение и анализ материалов ДТП;
  • осмотр и исследование транспортного средства представленного на экспертизу;
  • фото и видеосъемка ТС;
  • определение размера ущерба;
  • представительство в суде;
  • определение скрытых дефектов;
  • обобщение информации и составление заключения.

Сотрудники проведут любые независимые экспертизы – как досудебные, так и судебные. Заключение, составленное нашими экспертами, имеет юридическую силу и может быть использовано как доказательство в суде или другой инстанции.

В случае, когда экспертное заключение было выдано иными лицами или организациями, но выводы, в нем содержащиеся, кажутся вам сомнительными, наши эксперты проведут необходимый анализ и составят рецензию, в которой укажут все факты, свидетельствующие о возможной фальсификации и нарушении инструкций при проведении исследований.

Что такое дорожно-транспортная экспертиза?

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту обстоятельств ДТП. Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Дорожно-транспортная экспертиза является одной из многочисленных разновидностей инженерных экспертиз. Все они характеризуются тем, что помимо оценки общего состояния объектов, так же они производят диагностику составляющих. По этому принципу производится диагностика дорожного полотна, обустройства и общих условий.

Наши преимущества:

  • оптимальные решения поставленных перед экспертами задач;
  • тщательный анализ каждой ситуации;
  • квалифицированная информационная и правовая поддержка;
  • широкий перечень услуг в области проведения экспертиз;
  • клиентоориентированный подход;
  • экономия времени наших клиентов;
  • конфиденциальность;
  • разумные цены.

Мы работаем до достижения необходимого результата всеми законными и наиболее эффективными способами. Профессионализм экспертов консалтинговой группы «Альфа» снижает вероятность развития конфликтных ситуаций с прочими участниками правоотношений и органами государственной власти. В своей деятельности по проведению экспертизы мы руководствуемся принципами независимости и объективности.

Наша компетентность — гарантия вашей защиты и успеха!

Дорожно-транспортная экспертиза исследует

Оценка изучает условия места происшествия, качественное состояние покрытия трассы, обочин, особенности дороги (наличие изгибов и уклонов), дорожные обустройства, оборудования, внешние факторы.

Исследуются состояние видимости и обзорность с места расположения водителя, восприятие дорожной ситуации и возможности прибегнуть к действиям во избежание аварии.

Дорожно-транспортная оценка, исследует технические возможности избегания ДТП, учитывая состояние трассы, ее особенности, окружающую среду и погодные условия, способные повлиять на параметры сцепления транспортных средств по поверхности дорожного полотна.

Она поможет выявить недостатки организации безопасности для участников дорожного движения, которые могли потенциально повлиять на возникновение происшествия, отсутствие или несоответствующее расположение дорожных знаков, а также дорожной разметки, состояние благоустроенности дороги.

На основании специальных познаний и анализе материалов дела, экспертом могут быть установлены дополнительные обстоятельства, благоприятствующие созданию происшествия.

Ведь именно техническое состояние дороги и неблагоприятные дорожные условия зачастую являются провоцирующими факторами большинства ДТП.

Для объективного рассмотрения материалов судебного дела и доказательств истинных причин и обстоятельств ДТП необходимы экспертные познания в области исследования дорожных условий, дорожной разметки, знаков и дорожного полотна.

Несмотря на огромную значимость исследуемых факторов в расследовании ДТП, к дорожно-транспортной оценке прибегают редко.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза дает ответы

  • соответствие участка дороги действующим нормативным требованиям обустройства. Указать на недостатки в его оборудования;
  • факторы дорожной обстановки, способствующие возникновению происшествий (наличие и состояние разметки, соответствующих дорожных знаков, светофоров, изъянов на поверхности дорожного полотна);
  • правила, необходимые для соблюдения водителем безопасного движения в определенной дорожной ситуации с момента выявления опасности;
  • условия обзорной видимости с водительского места, учитывая сведенья об актуальной дорожной обстановке;
  • технические возможности выполнения автоводителем действий для предотвращения происшествия в конкретной дорожной ситуации;
  • технические возможности избегания ДТП, учитывая состояние и обстановку дороги, другие особенности;
  • потенциально возможные действия водителя с целью избегания ДТП;
  • соответствие состояния дорожного полотна дорожно-строительным требованиям и нормативам, с указанием на конкретные нарушения;
  • потенциальные возможности ДТП, из-за неудовлетворительного состояния дороги;
  • упущения в организации безопасности участников движения на дорожном участке, где случилось ДТП;
  • нормативные требования, которые подлежали исполнению соответствующими должностными лицами, необходимые для обеспечения безопасности участников движения на дороге, где случилось ДТП;
  • соответствие нормативным требованиям состояния территории, прилегающей к дороге;
  • потенциальную возможность возникновения ДТП из-за неправильного расположения или отсутствия на участке трассы адекватных дорожных знаков, соответствующей разметки, средств регулирования движения.

Дорожно-транспортная экспертиза виды

cтоимость экспертизы

от 15 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

4.7 / 5 ( 3 голоса )

Судебная дорожно-транспортная экспертиза (далее – СДТЭ) относится к классу инженерно-транспортных экспертиз. Ее предмет — фактические данные о техническом состоянии автомобиля на месте происшествия, участке дороги, который примыкает к нему, дорожных условиях, действиях лиц – участников происшествия и других обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП. Они устанавливаются экспертом на основании специальных познаний и материалов дела.

Объект судебной дородно-транспортной экспертизы – вещественные доказательства (транспортное средство, дорога, место ДТП, водитель, следы, свидетели, материалы дела, которые не требуют правовой оценки).

Судебная дорожно-транспортная экспертиза на настоящем этапе своего развития состоит из 5 видов исследований:

  • экспертное исследование обстоятельств ДТП, или ситуалогическая экспертиза;
  • экспертное исследование технического состояния автомобиля, или технико-диагностическая независимая экспертиза;
  • экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, или транспортно-трассологическая экспертиза;
  • исследование водителей автомобилей и других участников движения, или судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников движения;
  • Обследование дороги, дорожных условий на участке дорожно-транспортного происшествия, или судебная автодорожная экспертиза.

Все эти виды экспертиз (по отдельности или комплексно) можно заказать в НП «Федерация Судебных Экспертов».

Задачи ситуалогической экспертизы:

  1. установить, как должен был действовать водитель в сложившихся обстоятельствах с точки зрения безопасности движения;
  2. оценить его действия согласно соответствию их техническим требованиям нормативных актов и правилам безопасности движения;
  3. установить места расположения автомобилей в конкретные моменты времени;
  4. определить скорость движения транспортных средств в определенный момент времени;
  5. определить тормозной и остановочный пути, расстояния, преодолеваемые транспортным средством в определенные промежутки времени, а также наличие возможности предотвратить столкновение путем торможения;
  6. определить время преодоления транспортным средством заданных участков пути.

Задачи транспортно — трассологической экспертизы:

  1. определить траекторию и характер движения транспортных средств и других, объектов до столкновения;
  2. определить относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара;
  3. установить места столкновения;
  4. определить траекторию и характер движения транспортного средства и пешехода;
  5. установить место наезда транспортного средства на пешехода; установить механизм ДТП;
  6. идентифицировать лицо, управлюющего ТС на момент ДТП;
  7. установить конкретные транспортные средства, которые участвовали в столкновении;
  8. установить принадлежность отделившихся в процессе столкновения частей к конкретному транспортному средству.

Задачи технико-диагностической экспертизы:

  1. установить неисправности транспортных средств (узлов, механизмов, деталей);
  2. выяснить причины и временя их возникновения;
  3. выяснить влияние неисправностей на возникновение ДТП;
  4. установить соответствие технического состояния автомобиля требованиям и нормам безопасности движения;
  5. установить причинно-следственную связь между неисправностями и ДТП и обстоятельствами, способствовавшими возникновению неисправностей;
  6. определить возможность своевременного выявления неисправностей до ДТП.

Задачи инженерно-психофизиологической экспертизы:

  1. установить возможность своевременной оценки водителем опасной ситуации;
  2. определить время реакции водителя, участвовавшего в ДТП, в зависимости от сложившихся дорожных обстоятельств;
  3. выяснить возможность выполнения водителем требуемых действий в аварийной ситуации;
  4. определить возможность выявления и восприятия водителем сложившейся перед ДТП дорожной обстановки;
  5. установить возможность предотвращения водителем ДТП, учитывая психофизиологическое воздействие на него различных обстоятельств.

Автодорожная экспертиза отвечает на следующие вопросы:

  1. какая техническая документация (ТД) регламентирует те или иные эксплуатационные характеристики автодороги на участке ДТП;
  2. есть ли в допустимых техническими документами пределах обнаруженные дефекты дороги на участке ДТП;
  3. соответствуют ли сцепные характеристики покрытия на месте ДТП требованиям ТД;
  4. в случае несоответствия, если ли причинно-следственная связь между ДТП и этим несоответствием;
  5. есть ли техническая причинная связь между отклонением от нормы обнаруженного дорожно-технического фактора и заносом автомобиля на участке ДТП;
  6. есть ли какие-нибудь недостатки в организации движения на месте ДТП;
  7. какими требованиями ТД должны руководствоваться должностные лица, ответственные за эксплуатацию дороги на данном маршруте;
  8. соответствуют ли их действия данным требованиям и т.д.

Найти ответы на все эти вопросы может судебная дорожно-транспортная экспертиза, проведенная специалистами НП «Федерация Судебных Экспертов». Мы также можем написать ходатайство о назначении судом дополнительных экспертиз и исследований для прояснения ситуации и установления действительного состояния вещей.

Многолетний опыт, современное оборудование, юридическая подготовка позволяют нам оказывать квалифицированные экспертные услуги (в частности, судебную дорожно-транспортную экспертизу) и сотрудничать как с частными, так и с юридическими лицами (организациями, предприятиями, органами государственной власти и правоохранительными органами).

Цены

Вид экспертизыСтоимость экспертизы
Экспертиза обстоятельств ДТПот 15 000
Цена экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

Обратившись к нам, Вы можете в разумный срок и по адекватной цене:

  • заказать исследование по определению технического состояния ТС;
  • понять к какому виду относится столкновение;
  • получить исследование следов на ТС (транспортная трасология);
  • выяснить характерные повреждения какого вида столкновения имеют место в Вашем случае;
  • определить являются ли повреждения значительными и т.д.;

Почему именно мы? А знаете ли Вы, что для производства данных исследований необходимо иметь различные квалификации? Диплома по одной специальности недостаточно, поскольку в Российской Федерации не существует образовательного стандарта, позволяющего проводить все виды автотехнических исследований. В штате нашей организации находятся эксперты с солидным опытом работы, имеющие квалификации по различным направлениям автотехнических экспертиз, что гарантирует высокий уровень выполнения.

Судебная дорожно-транспортная экспертиза, ее задачи и объекты

Современная судебная дорожно-транспортная экспертиза (СДТЭ) — это экспертное исследование в целях установления механизма и обстоятельств ДТП, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников — по материалам дела и результатам исследования места происшествия, ТС (их деталей, узлов, агрегатов, систем) и водителя [9]. Таким образом, официально принятое ныне определение экспертизы как судебно-автотехнической (САТЭ) вышло за пределы своего названия и в большей степени соответствует предложенному здесь более широкому по смыслу названию.

Место и роль СДТЭ в процессе доказывания по делам о ДТП наглядно показаны на схеме 30.

В общей структуре судебных экспертиз СДТЭ занимает место как род класса судебных инженерно-транспортных экспертиз,

в которые, кроме СДТЭ, входят также судебные авиатранспортные, водно-транспортные, железнодо-рожно-транспортные экспертизы. Это особый класс экспертиз, имеющих общие задачи и ряд понятий, связанных с родственностью объектов исследования на транспорте, и методов, выработанных из судебно-экспертной технической, психологической, криминалистической диагностики. Специфичность среды движения объектов, самих объектов и субъектов управления транспортом предопределяет разработку и применение специальных методов исследования, что делает каждый род экспертизы самостоятельным и отделяет их друг от друга. Через экспертное исследование следов как отображение процессов взаимодействий частных объектов эти роды экспертизы связаны с традиционными родами класса судебных криминалистических экспертиз; некоторые, в том числе СДТЭ, имеют пограничные виды (вид судебной транспор-тно-трасологической экспертизы).

Все это отражается и в формулировании категориальных понятий экспертизы.

Как известно, предмет любой судебной экспертизы — фактические данные (факты, обстоятельства), устанавливаемые на основе специальных научных познаний и исследования материалов дела. Различают понятия предмета судебной экспертизы, рода, вида (общее научное определение) и конкретной экспертизы (частное определение). Первое доказывается научно для экспертизы каждого рода; второе предопределяется вопросами каждой конкретной экспертизы (А. И. Винберг, А. Р. Шляхов, А. А. Эйсман) [II].

Так,предметом СДТЭ ныне являются фактические данные не только о техническом состоянии ТС (как было ранее для САТЭ на первых этапах), но и месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях лиц — участников происшествия и их возможностях, а также о тех обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия, которые устанавливает эксперт на основе своих специальных познаний и материалов дела.

К объекту СДТЭ относятся следующие материализованные источники информации: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.

Перспективы развития рода СДТЭ связаны с применением комплексных методов исследования, специализацией этих исследований по видам и синтезированием их результатов для обеспечения полных и всесторонних исследовании. Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, с одной стороны, расширяет возможности СДТЭ, с другой — позволяет с большей обоснованностью и достоверностью удовлетворять потребности судебно-следственной практики [10].

Необходимость экспертизы

Использование экспертизы становится закономерным делом, когда привлекаются эксперты с разных областях. Судебная экспертиза может проводиться:

  • в судебном порядке;
  • в досудебном порядке.

Судебная экспертиза судебного порядка проводится экспертами по требованию следственного или судебного комитета. Экспертиза с давних пор стала неотъемлемой частью следственного дела. При помощи экспертизы следователи получают информацию, которая может являться необходимой в решении спорного вопроса.

Судебная экспертиза в досудебном порядке проводится по требованию физического или юридического лица, которым необходимы доказательства для дальнейшего разбирательства.

Судебные дорожно-транспортные экспертизы

Предметом дорожно-транспортной экспертизы является установление состояния причастных к дорожно-транспортному происшествию (в дальнейшем ДТП) систем: „водитель – автомобиль – дорога – среда”. По сути дела, это фактические данные: о техническом состоянии транспортного средства, месте происшествия, участке дороги, непосредственно примыкающем к нему, дорожной обстановке на месте происшествия, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению происшествия.

К объектам дорожно-транспортной экспертизы относятся:

· Транспортные средства, их детали, узлы, механизмы, системы;

· Дорога, место ДТП;

· Оставшиеся на них следы;

· Водитель;

· Материалы дела, не требующие правовой оценки.

Объектом экспертного исследования могут быть также сведения, полученные в результате экспертных экспериментов, в том числе в ходе исследования транспортного средства и места происшествия.

Одной из важных процессуальных гарантий достоверности заключения эксперта является его обязанность действовать в пределах своей компетенции. Так, эксперт не вправе оценивать поведение (действие) водителя с точки зрения его виновности в нарушении Правил дорожного движения. Поэтому считается недопустимой формулировка вывода эксперта в форме утверждения о нарушении водителем конкретных Правил дорожного движения, поскольку это является компетенцией и прерогативой следователя либо суда на основании оценки собранных по делу доказательств. В зависимости от объектов исследования, выделяют пять направлений судебной дорожно-транспортной экспертизы.

· Ситуалогические исследования

· Транспортно-трасологические исследования

· Технико-диагностические исследования

· Автодорожная экспертиза

· Инженерно-психофизиологическаяэкспертиза

Ситуалогическая экспертиза (исследование обстоятельств ДТП), решает такие вопросы, как

· установление механизма ДТП ;

· установление того, как должен был действовать водитель с точки зрения безопасности движения ( например, располагал ли он возможностью предотвратить наезд на пешехода в конкретных условиях);

· установление места расположения ТС в заданные моменты времени

Эксперт–автотехник в результате проведенного экспертного исследования должен указать, какие конкретно действия водителя не соответствуют техническим требованиям, и как надлежало ему действовать, чтобы предотвратить ДТП. При этом эксперт приводит технические требования Правил дорожного движения (указывает пункты), которые предписывают определенные действия как должные, и каковы причины и их невыполнения водителем.

В рамках данной экспертизы могут выявлены как опасная дорожная ситуация, так и аварийная ситуация.

Опасная дорожная ситуация – это ситуация, при которой участники дорожного движения должны немедленно принимать меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий.

Аварийная дорожная ситуация – это ситуация, при которой участники дорожного движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП, и последнее становится неизбежны. То есть, в аварийной дорожной ситуации движение транспортного средства определяется законами, не зависящими от воли и действий водителя.

Транспортно-трасологическая экспертиза (исследование следов и повреждений на транспортном средстве и месте дорожно-транспортного происшествия), выявляющая:

· траекторию, скорость и характер движения транспортного средства перед происшествием и во время него;

· на каком расстоянии от правой границы проезжей части двигалось транспортное средство, смещалось ли транспортное средство вправо или влево, когда водитель обнаружил препятствие, изменялась ли в связи с этим и на какую величину скорость движения и т.п.;

· место, которым транспортное средство контактировало с препятствием: пешеходом, другим транспортным средством и т.д. (необходимо указать расстояние в метрах от этого места до переднего бампера);

· было ли применено водителем торможение до контакта с препятствием, и если было, то какое расстояние преодолело транспортное средство в заторможенном состоянии до препятствия или после контакта с препятствием до полной остановки;

· лицо, управлявшего транспортным средством на момент ДТП и т.д.

Технико-диагностическая экспертиза(исследование технического состояния транспортных средств), устанавливающая:

· тип, марку, модель, год выпуска;

· загруженность (в тоннах или пассажирах);

· техническое состояние транспортного средства (исправное, неисправное, в чем заключается неисправность);

· неисправности транспортных средств (отдельных узлов);

· причины и время возникновения неисправностей;

· выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП и.т.д

Инженерно-психофизиологическая экспертиза (исследование водителя транспортного средства и других участников ДТП) проводится для:

· установления времени реакции водителя ТС, участвовавшего в ДТП, в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествовавшей ДТП

· установления возможности обнаружение и восприятия водителем создавшейся перед ДТП дорожной обстановки и.т.д.

Автодорожная экспертиза (исследование дороги и дорожных покрытий на месте ДТП) исследует:

· тип дороги по характеру покрытия проезжей части (асфальтированная, гравийная, грунтовая без покрытия и т.д.), наличие и тип обочины;

· состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая грязью, покрытая снегом укатанным, покрытая льдом) и обочин;

· ширину проезжей части, обочин (тротуаров), разделительных полос;

· наличие и величину продольных и поперечных уклонов в градусах или процентах, радиус закругления дороги в метрах;

· наличие и расположение дорожных знаков и разметки;

· наличие и расположение повреждений дорожного полотна;

· какие-либо недостатки в организации движения на участке ДТП.

Экспертизы оружия

Баллистическая экспертиза

Огнестрельное оружие является механизмом, предназначенным для поражения цели снарядом, выбрасываемым силой давления пороховых газов. В криминалистической практике наиболее часто объектом исследования оказывается ручное огнестрельное оружие (винтовки карабины, ружья, автоматы, пистолеты-пулеметы, пистолеты, револьверы различных видов, назначений, систем и калибров).

Баллистическая экспертиза — вид криминалистической экспертизы по установлению фактов, связанных с огнестрельным оружием и его применением. Она назначается при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, связанных с применением, незаконным изготовлением, ношением, хранением. Сбытом огнестрельного оружия, огнестрельных устройств специального назначения ( ракетниц, газовых пистолетов и др.), а также патронов к нему.

Научной основой этой экспертизы является отрасль криминалистической техники — судебная баллистика.

Предметом судебно-баллистической экспертизы являются фактические данные

Объектамиэкспертизы являются:

· Огнестрельное оружие, его части и заготовки

· Патроны, их компоненты ( пули, дробь, картечь, гильзы, пыжи, порох, прокладки, капсюли)

· Выстрелянные снаряды- пули, их фрагменты

· Стреляные гильзы

· Следы выстрелов

· Материалы дела, имеющие значение для производства экспертизы ( протокол осмотра места происшествия и др.)

Предыдущая18Следующая


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: