Производственная авария — это… Причины и последствия производственных аварий


Соблюдать правила по охране труда обязаны все: органы государственной власти, бюджетные учреждения, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Но не все относятся с должной серьезностью к этой обязанности, не задумываясь о том, какие последствия могут наступить в результате ее несоблюдения. Иногда такая безответственность может стать причиной аварий и иных неприятных происшествий.

Что такое опасные условия труда, какие обязанности предусмотрены законодательством для работодателя в целях обеспечения безопасных условий труда, что необходимо предпринять, если случилось ЧП, как привлечь работников к его ликвидации, вы узнаете из нашей статьи.

Чрезвычайная ситуация — результат аварии

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Одной из обязанностей работодателя в сфере охраны труда, установленной ч. 2 ст. 22 ТК РФ, является обязанность обеспечить своим работникам безопасные условия труда, то есть такие, чтобы на работника не влияли вредные и опасные производственные факторы, воздействие которых может привести к болезни или травме. А чтобы обеспечить работникам такие условия труда, необходимо в том числе принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Что конкретно понимать под аварийной ситуацией, трудовым законодательством не установлено, но можно определить ее как происшествие, вследствие которого из строя выходит какое-либо оборудование, машина, устройство во время работы, движения, или иное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон N 68-ФЗ) дает определение чрезвычайной ситуации — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и ли иного бедствия, которые могут повлечь и ли повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 установлено, что одним из видов чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является чрезвычайная ситуация локального характера. При этом территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10, размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 000 руб.

Согласно п. 2, 3 ст. 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайную ситуацию необходимо предупредить и ликвидировать. Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения подобных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС.

А ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении таких ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций регулируются различными нормативными правовыми актами, в частности, федеральными законами:

— от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ);

— от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

— от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

— от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ).

Говоря об аварии в отдельно взятой организации, будем использовать понятие «чрезвычайное происшествие» (ЧП). И по аналогии с Законом N 68-ФЗ определим, что первоочередная задача работодателя — ЧП предупредить, а в случае его возникновения ликвидировать.

«Производственные аварии и катастрофы»

Производственные аварии и катастрофы
1.2. Опасности аварий и катастроф
Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп.

Транспортные аварии

(катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий обычно характерны удаленность места
катастрофы
от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной
медицинской помощи
.

Классификация транспортных аварий

Пожары и взрывы

— самые распространенные чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ.

Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер

. Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.

Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

— не частое явление. Объясняется это, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких
чрезвычайных ситуаций
. Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапное обрушение зданий, сооружений.

Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Классификация обрушений зданий и сооружений

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения

редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях

приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

Опасные объекты в России

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых продолжают страдать и гибнуть люди.

Потенциально опасный объект

— объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике и окружающей природной среде.

Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера

:

• износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более; • недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов; • недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления; • недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий; • увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий; • недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба; • размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения; • недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов; • резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения; • отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Обязанности работодателя в сфере обеспечения безопасности

Прежде чем рассмотреть, что должен предпринять работодатель в целях предупреждения и ликвидации ЧП, обратим внимание на некоторые обязанности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, невыполнение которых может оказаться причиной ЧП на предприятии. Так, согласно ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны:

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

— содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;

— оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

— предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

— содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 11 Закона N 52-ФЗ устанавливает для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (такой как производство и продажа пищевых продуктов и питьевой воды, воспитание и обучение детей, медицинское, коммунальное и бытовое обслуживание) следующие обязанности:

— обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

— своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

— иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

— осуществлять обучение работников гигиене труда.

Законом N 68-ФЗ предписано:

— обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС;

— создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

— обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

— финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

— предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении таких ситуаций (ст. 14).

Примечание. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ч. 3 ст. 37 Закона N 69-ФЗ).

Порядок технического расследования причин аварии

2.1. Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

2.2. Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно — правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.

Действия работодателя в целях предупреждения ЧП

Итак, что же должен сделать работодатель в целях предупреждения возникновения ЧП?

В первую очередь он должен разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Данные документы разрабатываются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Если для определенных отраслей есть межотраслевые правила, типовые инструкции по охране труда, утверждаемые Минздравсоцразвития, правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности, утверждаемые Ростехнадзором, строительные нормы и правила (СНиП) и иные нормативные документы, то локальные инструкции и правила должны разрабатываться на основе межотраслевых. Например, Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 утвержден свод правил по проектированию и строительству.

В зависимости от специфики организации может быть несколько инструкций: для каждого подразделения организации, для определенного оборудования, по определенным должностям и т. д.

При разработке таких инструкций и правил рекомендуем руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» и включать в них кроме общих требований безопасности (перечень вредных факторов, индивидуальных средств защиты, правила оказания первой помощи) специальные требования, указания, как действовать в той или иной аварийной ситуации, а также требования, которые должны соблюдать сотрудники до, во время и после работы.

Обратите внимание!
До подписания трудового договора с работником не забудьте ознакомить его под роспись с указанными инструкциями и правилами (ст. 22 ТК РФ).
Следующая обязанность работодателя — обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ). Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Порядок обучения и проверки знаний по охране труда определяется Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пунктом 1.3 данного документа предусмотрено, что на основании этого Порядка федеральные органы исполнительной власти могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, не противоречащие требованиям Порядка. Работник в силу ст. 214 ТК РФ также обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний охраны труда. Напомним виды инструктажа:

— вводный — проводится для всех поступающих на работу;

— первичный — проводится на рабочем месте со всеми принятыми в организацию работниками до начала самостоятельной работы;

— повторный — проходят работники, прошедшие первичный инструктаж;

— внеплановый — проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда и в других случаях;

— целевой — проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, при проведении в организации массовых мероприятий.

Обратите внимание!
Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК РФ).
Работодатель также должен:

— обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, специальной обувью и т. д. и осуществлять контроль за правильностью применения работниками таких средств. А если работник игнорирует обязанность по применению средств защиты, установленную ст. 214 ТК РФ, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности (если эта обязанность прописана в локальном нормативном акте — правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и т. п.);

— организовать медицинский пункт либо иметь в свободном для сотрудников доступе аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи;

— контролировать состояние производственной среды на рабочих местах и трудовых процессов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, в том числе выполнение санитарных правил, проводить диагностику оборудования, сооружений и технических устройств, применяемых на предприятии. Конкретные обязанности по обеспечению контроля работодатель может возложить на руководителей структурных подразделений, закрепив этот факт в должностных инструкциях или утвердив приказом (если только порядок проведения контроля не закреплен в отраслевых нормативных правовых документах);

— заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (МЧС) договоры на обслуживание средств наблюдения, оповещения, связи, пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии указанные средства.

Основные причины аварий на производстве

13. Основные причины аварий на производстве

Основные причины аварий и несчастных случаев:

• отступление от требований проектной и технологической документации;

• нарушение регламента ремонтных работ;

• неудовлетворительное техническое состояние оборудования;

• неэффективность производственного контроля;

• неосторожные или несанкционированные действия исполнителей работ;

• неправильная организация производства работ.

Причины производственного травматизма и профзаболеваний

Технические причины. Это причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, а именно: несовершенство технологических процессов; конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов; недостаточная механизация тяжелых работ; несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализация и блокировок; прочностные дефекты материалов, не известные ранее; опасные свойства обрабатываемых материалов, образуемых сред и т. п. Эти причины иногда называют технологическими, конструкторскими или инженерными.

Организационные причины. Такие причины целиком зависят от уровня организации труда на предприятии. К ним, например, относятся недостатки в содержании территории, проездов, проходов; неправильная расстановка оборудования; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест, нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструментов не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и т. п.; несоблюдение норм трудового законодательства (несоблюдение нормирования рабочего дня, незаконное применение сверхурочных работ, перенос дней отдыха и отпусков).

Санитарно-гигиенические причины. Сюда можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ (паров, газов, пыли); недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, ультразвука, вибраций; неудовлетворительные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений; отсутствие или несовершенство средств индивидуальной защиты и санитарно-бытовых помещений; нарушение правил личной гигиены и т. п.

Личные причины. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка; несоблюдение правил безопасного поведения работ; болезнь и т.п.

Психофизические причины. К ним условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работающего. Человек может совершить ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием. К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма человека характеру выполняемой работы. В современных сложных технических системах, в конструкции машин, приборов и систем управления еще недостаточно учитываются физиологические, психофизиологические, психологические и антропометрические особенности и возможности человека.

Физиологические возможности — это возможности органов слуха, зрения, силовые, скоростные, энергетические, органов обоняния и осязания.

Антропометрические данные человека — это длина ног, рук, форма частей тела, распределение веса человека при различных позах.

Психофизиологические возможности — это возможности восприятия и переработки информации, закрепленных навыков.

Профессиональные заболевания — это расстройство организма человека вследствие воздействия на его организм вредных производственных факторов.

Профессиональные отравления могут быть обусловлены всеми указанными выше причинами, а профессиональные заболевания чаще всего вызываются санитарно-гигиеническими и психофизиологическими причинами.

Отравления бывают двух видов:

1 Хроническое отравление — возникает при проникновении ядовитых веществ в организм человека малыми дозами;

2 Острое отравление – внезапное расстройство организма человека , при проникновении ядов в организм.

Ликвидируем ЧП

Действия и рядовых сотрудников, и работодателя зависят от того, ЧП какого плана произошло. Но в любом случае первоочередной задачей является устранение угрозы жизни и здоровью работников.

Если авария небольшая, например, поломка оборудования, работнику, обнаружившему это, достаточно принять элементарные меры (например, отключить электропитание) в соответствии с требованиями безопасности и инструкциями (самостоятельно или довести до сведения уполномоченного лица).

Рассмотрим пошагово действия, если произошло масштабное ЧП — пожар, утечка газа, взрыв и т. п.

1. Устраняем угрозу жизни и здоровью пострадавших, в случае необходимости оказываем первую медицинскую помощь.

2. Если лиц, ставших свидетелями ЧП, достаточно, то одновременно необходимо вызвать соответствующие государственные службы (скорую помощь, МЧС, пожарную службу).

3. После того как угроза жизни и здоровью работников устранена, приказом руководителя создается комиссия по расследованию ЧП, в состав которой входит не менее трех человек — руководитель подразделения или заместитель директора, главный инженер (если такой есть), лицо, ответственное за охрану труда в организации. При необходимости привлекается независимый эксперт или специалист организации по техническим вопросам.

4. Комиссия производит осмотр места происшествия, составляет протокол осмотра, фиксирует место происшествия на фото — или видеопленку, запрашивает объяснения очевидцев или участников происшествия.

5. Исследовав документы, относящиеся к делу и позволяющие установить причину аварии и ее виновника (фотографии, протоколы, объяснения свидетелей и участников аварии и др.), комиссия оформляет акт аварии, который утверждается руководителем организации. Акт оформляется в произвольной форме, если в результате аварии не пострадали работники. Если есть пострадавшие, составляется акт о несчастном случае по форме Н-1, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73. Добавим, что сведения о получивших травму или погибших в результате аварии работниках работодатель обязан передать в инспекцию труда, прокуратуру, территориальное отделение ФСС и другие органы (ст. 228.1 ТК РФ).

6. Если в результате ЧП было утрачено или повреждено застрахованное имущество, работодателю необходимо уведомить о произошедшем страховую компанию в порядке и в сроки, установленные договором страхования.

К сведению.
Если в результате ЧП не было пострадавших, проводить расследование не обязательно. Но в целях установления причины аварии, виновных, размера ущерба, списания основных средств и во избежание вопросов со стороны контролирующих органов рекомендуем работодателю документально оформлять любое ЧП.

Новые правила расследования причин аварийных ситуаций в теплоснабжении

Правила устанавливают порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении (далее аварийная ситуация) на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии (далее, соответственно, объекты, потребители), за исключением: — аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике; — аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности. При возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан: 1. Передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее оперативная информация) в Ростехнадзор и органы местного самоуправления. 2. Принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации. 3. Принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и сохранность указанных материалов. 4. Осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте, на котором произошла аварийная ситуация. 5. Содействовать Ростехнадзору при расследовании причин аварийных ситуаций, повлекших последствия, предусмотренные п. 3 настоящих правил. 6. Организовать расследование причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в п. 4 настоящих правил. 7. Принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанных в акте о расследовании причин аварийной ситуации. В случае если в процессе развития аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные п. 3 настоящих правил, то собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, направляет в течение восьми часов с момента наступления указанных последствий в Ростехнадзор и органы местного самоуправления уведомление о возникновении последствий аварийной ситуации (далее уведомление о возникновении последствий) для принятия решения о расследовании причин аварийной ситуации. Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо при отсутствии такой возможности устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.

Расследование причин аварийной ситуации комиссией Ростехнадзора Решение Ростехнадзора о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации оформляется приказом. В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти, включаются уполномоченные представители: — органов местного самоуправления поселений, городских округов; — МЧС; — единой теплоснабжающей организации (по согласованию). Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения уведомления о возникновении последствий. Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования. В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней. Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации. Акт расследования составляется в двух экземплярах. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования. Копии акта расследования в трехдневный срок после окончания расследования причин аварийной ситуации направляются председателем комиссии всем членам комиссии, копии материалов расследования — по запросу членов комиссии.

Расследование причин аварийной ситуации комиссией собственника объекта Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в п. 4 настоящих правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав комиссии могут включаться представители единой теплоснабжающей организации и Ростехнадзора (по согласованию). Комиссия по расследованию причин аварийной ситуации, назначаемая собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, осуществляет расследование причин аварийных ситуаций в соответствии с положениями пунктов 12-16 настоящих правил. Оформление результатов расследования причин аварийной ситуации осуществляется комиссией в соответствии с положениями пунктов 17-20 настоящих правил. Контроль над выполнением противоаварийных мероприятий осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.

Осуществление контроля над выполнением противоаварийных мероприятий Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, представляет в Ростехнадзор и органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях. Форма и порядок оформления этого отчета утверждаются Ростехнадзором. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется Ростехнадзором путем ведения базы данных об аварийных ситуациях раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии. Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об аварийных ситуациях.

Порядок привлечения работников для ликвидации ЧП

Итак, на вашем предприятии произошло довольно крупное чрезвычайное происшествие. Чтобы ликвидировать его последствия как можно быстрее, нужно привлечь к этому работников не только в рабочее время, но и сверхурочно. А если работники отказываются? Рассмотрим, кого и в каком порядке работодатель может привлечь для ликвидации последствий ЧП.

В силу ст. 99 ТК РФ работодатель имеет право привлечь работника без его согласия к сверхурочной работе при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения их последствий. Напомним, что сверхурочной является работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя, которая составляет не более четырех часов в течение двух дней подряд и не более 120 ч в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ). Привлечение к такой работе осуществляется на основании приказа работодателя, основанием для которого будет акт об аварии. В случае отказа сотрудника от работы сверхурочно без уважительных причин можно привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК РФ) в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ. Однако нельзя привлекать к сверхурочной работе в случае аварии беременных женщин и несовершеннолетних. А вот привлечь инвалидов или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, можно, но только с их письменного согласия (ч. 5 ст. 99 ТК РФ).

В таком же порядке возможно привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). В эти дни нельзя привлекать несовершеннолетних лиц и беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Привлекать матерей и отцов, воспитывающих без супруга детей в возрасте до пяти лет или имеющих детей-инвалидов, возможно только с их письменного согласия. Работающий в выходные или праздничные дни имеет право выбора: получить двойную плату за такую работу либо использовать другой день для отдыха.

Обратите внимание!
Если работник решил отдохнуть в другой день, ему должен быть предоставлен полный день отдыха, независимо от количества отработанных в выходной или нерабочий праздничный день часов.
Если на предприятии не хватает работников или отсутствуют определенные специалисты для устранения последствий, работодатель может привлекать посторонних лиц, заключив с ними срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). При этом конкретный срок договора может не указываться, а определяться обстоятельствами, соответствующими конкретной ситуации, по прекращении которых закончится и действие договора (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Работодатель имеет право уволить сотрудника за нарушение им требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления тяжких последствий (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), то есть если из-за нарушения установленных правил по технике безопасности произошла или могла произойти авария. Но если работник был уволен по этому основанию без подтверждения соответствующими документами (актом об аварии, экспертным заключением и т. д.) его вины или факта ознакомления его с правилами или инструкциями по технике безопасности, он может быть восстановлен на работе.

И наконец, если наступление чрезвычайных обстоятельств препятствует продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие ЧС) и данное обстоятельство решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ признано чрезвычайным, работодатель может расторгнуть трудовые договоры с работниками по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Порядок расследования аварий

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Причины аварий зданий

Авария

(avar – арабск.) означает повреждение, несчастный случай, неудача. Более 100 лет назад, великий английский изобретатель, инженер Роберт Стефенсон, президент Института гражданских инженеров, сказал:
«…нет ничего более поучительного для молодых инженеров, чем отчеты об авариях больших зданий и сооружений и о средствах, используемых для исправления повреждений…».
Проблемы аварий волнуют строителей всего мира и в этой связи вопросам анализа аварийных ситуаций уделяется всегда большое внимание [? ].

Основные причины аварий

Приведем основные причины

аварийных ситуаций, когда здания были близки к разрушению или внезапно обрушились под влиянием следующих факторов:

1. Нарушение технологии

возведения зданий-слабая технологическая дисциплина монтажа, неверноевыполнение узлов сопряжения конструкций, нарушение геометрии здания и превышение допусков по технологии работ.

2. Низкое качество

строительных конструкций заводского и местного изготовления (отсутствие входного контроля, нарушение параметров, занижение класса прочности бетона и его марок, замена конструкций на непроектные.

3. Ошибки проектных решений

(ошибки в расчетах или отсутствие и бесконтрольность расчетов, недоучет расчетных нагрузок, игнорирование строительных элементов, обеспечивающих жесткость и устойчивость здания).

4. Неправильная эксплуатация

зданий — отсутствие технической службы эксплуатации, игнорирование имеющихся дефектов конструкций и появление повреждений в виде трещин, осадок, разрушений; попадание атмосферных осадков на стены, в подвалы и под фундаменты ввиду неправильного отвода осадков – влияние внешней среды.

5. Изменение инженерно-гидрогеологических условий

грунтовых оснований под зданием — подъем и опускание уровня подземных вод, техногенные влияния на подземные конструкции химической водной агрессии, изменение строительных свойств грунтовых оснований.

6. Влияние возводимых рядом, в существующей застройке зданий или сооружений:

взаимовлияние работы фундаментов старого и нового здания, устройство глубоких выемок и котлованов, сопровождающееся водопонижением; сейсмика технических взрывов, вибрация и динамика работающих машин.

7. Высокий физический износ конструкций

в следствии весьма продолжительного срока эксплуатации здания.

8.Форс-мажорные объективные ситуации

в виде на воднений, землетрясений, взрывов, оползней, пожаров и т.п.

Прогноз вероятности аварий

Аварии зданий и сооружений возникают, как приведено выше, из-за допущенных грубых ошибок и просчетов, при разработке проектов, строительстве и эксплуатации

. В случае неблагоприятного прогноза назначаются дополнительные меры по проверке качества проектирования, строительства и эксплуатации с целью устранения обнаруженных дефектов.

Недостаточная надежность проекта

может возникнуть вследствие следующих факторов:

а) несоответствия принятой расчетной модели действительной работе конструкций и всего здания;

б) неверных данных о действующих нагрузках и воздействиях;

в) применения новых неопробированных типов конструкций и материалов;

г) допущенных ошибок из-за отсутствия достаточного опыта проектировщиков при сложности расчетов;

Некачественное строительство объектов

можетбыть вызвано следующими факторами:

а) применения контрафактных строительных материалов;

б) слабой технологической дисциплиной строительства;

в) плохого контроля за качеством строительства, отсутствие необходимой проектной документации;

г) низкой квалификации исполнителей;

д) неумелое руководство строительными процессами;

Некачественная эксплуатация зданий

может возникнуть в следствии:

а) завышений проектных нагрузок;

б) отступлений от правил эксплуатации;

в) использования объекта не по назначению;

г) отсутствия контроля за состоянием здания или сооружения;

д) эксплуатации здания с неустраненными дефектами и повреждениями;

е) деструкция строительных материалов – потеря нор мативных физических свойств

Определение вероятности аварии производят на основании использования экспертных оценок путем опросных анкет.

Опросная анкета, на которую анонимно отвечают эксперты строительных компаний, содержит ряд оценочных условий, каждое из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой всех условий, равной 1 (табл. 2.1).

Каждое условие оценивается по балльной шкале и имеет 5 вариантов ответа:

1 – неприемлемо

,

2 – неудовлетворительно,

3 – удовлетворительно,

4 – хорошо,

5 – отлично.

Условную надежность здания или сооружения ß определяют по формуле

, (2.1)

гдеРiудельная оценка надежности, получаемая умножением удельного веса условия на оценку в баллах.

Полученные значения ß для сооружения сравнивают со шкалой оценок надежности (см. табл. 2.2).

В табл. 2.2 приведены типовые условия анализа надежности сооружения, находящегося в эксплуатации. При необходимости может быть проведен анализ только надежности проекта, а число условий может быть дополнено или изменено.

Для более достоверных оценок надежности зданий и сооружений против аварии их оценку осуществляют несколькими независимыми экспертами.

Ниже, в табл.2.1 приведен пример опросной анкеты экспертной оценки надежности здания

Таблица 2.1

Опросная анкета

№ п/пУсловие надежностиУдельный вес условия, aiОценка в баллах пяти экспертовУдельная надежность, βyОбоснование принятого решения, Рi
=
ai
· β
y
Качество проекта
Соответствие расчетной модели сооружения и нагрузки действительной работе0,053,63,6 · 0,05 = 0,18
Опробированность конструкций и материалов сооружения в предыдущих сооружениях0,055 · 0,05 = 0,25
Учет требований нормативных документов0,054,44,4 · 0,05 = 0,22
Квалификация проектировщиков0,15 · 0,1 = 0,5
Наличие достаточного времени и средств на проектирование0,055 · 0,05 = 0,25
Итого:Р
1
=
1,4

Продолжение табл. 2.1

Качество строительства
Соответствие материалов и конструкций проекту0,14,44,4 · 0,10 = 0,44
Опробированность методов строительства0,054,84,8 · 0,05 = 0,24
Контроль качества строительства0,13,43,4 · 0,10 = 0,34
Квалификация кадров0,14,64,6 · 0,10 = 0,46
Достаточность времени и средств на строительство0,052,82,8 · 0,05 = 0,14
Отсутствие отступлений от норм и проекта0,13 · 0,10 = 0,30
Итого:Р
2
=
1,92
Качество эксплуатации
Отсутствие завышения проектных нагрузок0,055 · 0,05 = 0,25
Контроль за исправностью сооружений и оборудования0,053,63,6 · 0,05 = 0,18

Окончание табл. 2.1

Соблюдение правил эксплуатации0,12,62,6 · 0,10 = 0,26
Итого:Р
3 = 0,69
Всего:Σ= 1ΣРi=
1,4+1,92+0,69=4,0
1
Условная надежность
ß = Σ
Рi
/5 = 4,01/5
=
0,8

Таблица 2.2

Шкала оценок вероятности аварии зданий и по экспертным оценкам

Условная надежность
ß
Вероятность аварииШкала оценки надежности
10 -6Нормативная
0,810 -5Работоспособная
0,610 -4Ограниченно-работоспособная
0,410 -3Аварийная

Технической комиссией

_______________________________________________________
(дата)(место составления)
Техническая комиссия, назначенная _________________________
(кем назначена, наименование, дата, N документа)
в составе председателя ____________________________________
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, место работы)
членов комиссии _________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
с участием приглашенных специалистов _____________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
составила настоящий акт по расследованию причин аварии, произошедшей на ___________________________________________
(наименование здания, сооружения, его местонахождение, принадлежность, дата и время суток, когда произошла авария)
Подробное описание аварии с указанием объема (площади) обрушившихся и частично поврежденных конструкций, последовательности обрушения, последствий (полная, частичная приостановка строительства или эксплуатации, количество пострадавших, ориентировочные потери и т.д.) и других данных, характеризующих в целом масштаб аварии)_________________________
Основные технические характеристики здания, сооружения, его размеры, примененные несущие и ограждающие конструкции_____________________________________________
(размеры здания в плане, количество пролетов, шаг колонн, описание конструкций и т.п.)
Наименование:
а) проектной организации, разработавшей проект или осуществившей привязку типового или повторно применяемого индивидуального проекта ________________________________________
б) экспертных органов, давших заключение по проекту ________
в) предприятий, поставивших строительные конструкции, изделия и материалы, примененные в разрушенной части здания, сооружения _______________________________________________
г) строительной организации, осуществлявшей строительство ___
д) монтажной организации, осуществлявшей монтаж __________
е) предприятия, организации, учреждения, в эксплуатации которых находится здание, сооружение__________________________
Даты начала строительства и основных этапов возведения частей здания, сооружения, состояние строительства; дата начала и условия эксплуатации здания, сооружения, дата ввода в эксплуатацию, основные дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации здания, сооружения _____________________________________
Фамилии должностных лиц, непосредственно руководивших строительством, техническим и авторским надзором или эксплуатацией здания, сооружения, на котором произошла авария; наличие у них специального технического образования или права на производство работ ______________________________________
Обстоятельства, при которых произошла авария, и условия работы конструкций в момент аварии: — атмосферные условия (температура воздуха, сила ветра, величина снегового покрова и т.п.) _____________________________
— нагрузки и воздействия, в том числе не предусмотренные проектом ________________________________________________
— работы, проводившиеся при строительстве или эксплуатации здания или вблизи него непосредственно перед аварией (в том числе взрывы, забивка свай, рыхление грунта, подвеска грузов к существующим конструкциям и т.п.) _______________________
— зафиксированные признаки предаварийного состояния здания, сооружения и принятые строящей или эксплуатирующей организацией меры по предупреждению аварии ____________________
— другие обстоятельства, которые могли способствовать началу или развитию аварии _____________________________________
Краткое изложение объяснений очевидцев аварии ____________
Оценка качества проектных решений, выполненных строительно-монтажных работ, примененных строительных конструкций, изделий и материалов______________________________________
Оценка отступлений от проекта и нарушения требований СНиП, ГОСТ, правил по технической эксплуатации зданий и сооружений, подъемно-транспортного оборудования; соблюдение требований по ведению исполнительной документации и т.п.________
Оценка результатов испытаний материалов, конструкций и дополнительных исследований, назначенных комиссией__________
Оценка деятельности работников технического и авторского надзора (с указанием фамилий и должностей) и организаций, осуществляющих контроль за качеством строительно-монтажных работ и примененных конструкций, изделий и материалов (по результатам расследования причин аварии)__________________________
Краткое изложение объяснений должностных лиц, ответственных за проектирование, строительство и эксплуатацию разрушившегося здания, сооружения, его частей или отдельных конструкций ________________________________________________________
Заключение технической комиссии, в котором указывается: установленная причина (причины), вызвавшая достижение конструкциями или основаниями состояния, приведшего к аварии здания, сооружения (недостаточная прочность, жесткость или устойчивость конструкций; перегрузка в результате неправильного учета действующих нагрузок; изменение расчетной схемы работы конструкций при монтаже; ослабление сечений элементов конструкций, узлов, сварных швов; подвеска к конструкциям различного вида дополнительного оборудования; отсутствие защиты конструкций, работающих в агрессивной среде; неравномерная осадка фундаментов; пучение грунта; замачивание лессовидных просадочных грунтов и т.д.). Указывается, в связи с какими нарушениями проекта и рабочей документации или рабочего проекта, требований нормативных документов и государственных стандартов возникла причина (причины), вызвавшая аварию (отступление от рабочих чертежей или проекта производства работ, несоблюдение строительных норм и правил производства работ, а также технических условий и государственных стандартов при изготовлении конструкций, примененных для строительства, нарушение правил технической эксплуатации зданий, сооружений, технологического, подъемно-транспортного оборудования, ошибки в проекте и др.). Указываются должностные лица, причастные к непосредственной причине аварии ___________________
Рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий аварии (условия и принятые меры по ускорению возобновления строительства или эксплуатации сохранившейся части здания, сооружения до полного восстановления разрушившейся части, необходимые меры по усилению конструкций сохранившейся части, мероприятия по воcстановлению обрушившейся части здания, сооружения и т.п.), а также по предотвращению аварий по аналогичным причинам ________________________________________
При авариях на эксплуатируемом здании, сооружении дается заключение о его состоянии перед аварией и выполнении правил технической эксплуатации, указывается дата последнего планово-предупредительного ремонта (плановая и фактическая) ________________________________________________________
Приложения к акту:
а) акт предварительного расследования причин аварий;
б) фотоснимки, чертежи, зарисовки, схемы;
в) результаты лабораторных испытаний материалов, элементов конструкций и т.п.;
г) проверочные расчеты конструкций;
д) справка о материальном ущербе, включающая стоимость ликвидации аварии (ориентировочная), потери производства в натуральном выражении (для эксплуатируемых предприятий) и потери в денежном выражении (при необходимости), продолжительность простоя в результате аварии в (сутках);
е) заключение экспертов;
ж) результаты дополнительных инженерно-геологических исследований и другие материалы;
з) материалы опроса очевидцев и объяснения должностных лиц;
и) список лиц (с указанием должностей и организаций, в которых работают), участвовавших в расследовании причин аварии, но не вошедших в состав технической комиссии;
к) другие материалы по решению технической комиссии.
Председатель технической комиссии ________________________
(подпись, N служебного телефона)
«___»__________________ 200 _ г.
Члены технической комиссии ______________________________
(подписи)
Представители привлеченных организаций ___________________
(подписи)

Примечание

.

Настоящая форма акта учитывает различные возможные случаи аварии, в связи с этим в конкретных случаях сведения, указанные в пп. «а» — «е» акта, могут уточняться (дополняться или не включаться) в зависимости от характера аварии и заключения о причинах, ее вызвавших.

В книгу «Технология реконструкции» :

Виды реконструкции

Под реконструкцией здания понимают приспособление его к новым, изменившимся функциональным, санитарно-бытовым и градостроительным нормам и требованиям. Это комплекс строительных действий, направленных на устранение физического износа, замены изношенных конструкций, элементов благоустройства, увеличение (изменение) жилого объема здания (пристрой, надстройка, устройство подвалов). Например:

Внутреннее переустройство (перепланировка перегородок) пространства без принципиального усиления и замены конструкций.

Усиление (замена) существующих конструкций, обновление (замена) инженерного оборудования, возможно, усиление фундаментов.

Увеличение эксплуатируемого пространства путем пристройки

, надстройки строительных объемов, замена или усиление фундаментов, закрепление грунтовых оснований.

Реконструкция зданий также имеет своей целью снижение физического износа и применение новых безопасных строительных материалов, улучшение экологической составляющей и снижение пожароопасности зданий. Руководствуясь действующими нормами по энергосбережению, реконструированное здание становится более дешевым по эксплуатации, надежнее и безопаснее для жизнедеятельности.

Для гражданских зданий

Решения по градостроительной политике улицы, микрорайона. Здесь оценивается место реконструируемого здания в застройке, его объемно-планировочное решение. Рассматриваются следующие вопросы в пользу или против реконструкции: исторические, патриотические, эстетические, технические и экономические. После чегопринимается окончательное решение.

1. Безопасность функционирования здания на данной территории (геотехнические особенности).

2. Обеспечение здания инженерными ресурсами инфраструктуры (инженерные сети, дороги, транспорт).

3. Проверка норм по инсоляции, естественного освещения, шума.

4. Стесненность городской застройки определяет при строительных работах большую долю ручного труда, применение малоэффективной техники и повышенную квалификацию специалистов–испол-нителей.

Для производственных зданий

1. Учет расположения конкретного производственного здания на промплощадке для оценки внутренней и внешней стесненности.

2. Особенности действующего предприятия с целью определения возможности организации работ по реконструкции.

3. Определение состава работ в ППР. Повышение надежности выполнения работ по демонтажу и замене конструкций. Разработка вариантных решений календарного плана выполнения строительных работ.

4. Деление работ на внутрицеховые и внутриплощадочные. Согласование этих работ в календарном плане и посменных графиках.

5. Работы на территории связаны с повышенным вниманием к существующим инженерным сетям.

6. Наличие множества индивидуальных проектов и технических решений по демонтажу, замене, усилению конструкций.

7. Применение мини-техники для СМР.

8. При ведении реконструкции без остановки действующего предприятия разрабатывается рациональное совмещение работ во времени. Используется также время II и III смены.

Реконструкции

Когда место реконструируемого здания определено и подтверждено в городской застройке, когда решены исторические, эстетические и другие аспекты реконструкции, приступают к обсуждению самого важного критерия – экономического. Это заключается в сравнении расходов и материального ущерба при реконструкции с расходами по замене старого здания новым с учетом времени службы.

В простом виде это сравнение записывается (по В.Н. Кутукову [10]) следующим образом:

, (2.2)

гдеСрекстоимость реконструкции;
Сновстоимость нового здания;
Вреквремя службы здания после реконструкции;
Вноввремя службы нового здания.

Приведенное неравенство (2.2) говорит в пользу реконструкции. В целом оно оправдывается для зданий со сроком службы не более 70 лет и износом порядка 40%. Такие здания после реконструкции по своим прочностным и изолирующим свойствам, по комфортности не уступают новым современным зданиям массовой постройки.

Более глубокое экономическое сравнение целесообразности проводится в сопоставлении ущерба от ликвидации материальных ценностей при реконструкции здания или его замене новым. Ущерб представляет собой стоимость уничтожаемых элементов здания по их действительной стоимости.

В процессе реконструкции строительные элементы, имеющие высокий физический износ, уничтожают или как вторичный стройматериал, так как восстановление их нецелесообразно по условию используют ремонтнопригодности.

В случае замены здания ущерб считают равным действительной стоимости всего сносимого здания независимо от наличия в нем отдельных, вполне пригодных для эксплуатации строительных элементов, которые учитывают, как возвратный материал. В обоих случаях следует учитывать и трудоемкость работ по разборке, объем которых в случае сноса значительно больше, чем при реконструкции.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные причины аварий?

2. Как возможно прогнозировать вероятность аварии?

3. Как выполняется расследование аварий?

4. Какие особенности проведения реконструкции для производственных и гражданских зданий?

5. Что подразумевается под понятием «геотехнический мониторинг»?

6. Как обосновать целесообразность реконструкции?

Причины аварий зданий

Авария

(avar – арабск.) означает повреждение, несчастный случай, неудача. Более 100 лет назад, великий английский изобретатель, инженер Роберт Стефенсон, президент Института гражданских инженеров, сказал:
«…нет ничего более поучительного для молодых инженеров, чем отчеты об авариях больших зданий и сооружений и о средствах, используемых для исправления повреждений…».
Проблемы аварий волнуют строителей всего мира и в этой связи вопросам анализа аварийных ситуаций уделяется всегда большое внимание [? ].

Основные причины аварий

Приведем основные причины

аварийных ситуаций, когда здания были близки к разрушению или внезапно обрушились под влиянием следующих факторов:

1. Нарушение технологии

возведения зданий-слабая технологическая дисциплина монтажа, неверноевыполнение узлов сопряжения конструкций, нарушение геометрии здания и превышение допусков по технологии работ.

2. Низкое качество

строительных конструкций заводского и местного изготовления (отсутствие входного контроля, нарушение параметров, занижение класса прочности бетона и его марок, замена конструкций на непроектные.

3. Ошибки проектных решений

(ошибки в расчетах или отсутствие и бесконтрольность расчетов, недоучет расчетных нагрузок, игнорирование строительных элементов, обеспечивающих жесткость и устойчивость здания).

4. Неправильная эксплуатация

зданий — отсутствие технической службы эксплуатации, игнорирование имеющихся дефектов конструкций и появление повреждений в виде трещин, осадок, разрушений; попадание атмосферных осадков на стены, в подвалы и под фундаменты ввиду неправильного отвода осадков – влияние внешней среды.

5. Изменение инженерно-гидрогеологических условий

грунтовых оснований под зданием — подъем и опускание уровня подземных вод, техногенные влияния на подземные конструкции химической водной агрессии, изменение строительных свойств грунтовых оснований.

6. Влияние возводимых рядом, в существующей застройке зданий или сооружений:

взаимовлияние работы фундаментов старого и нового здания, устройство глубоких выемок и котлованов, сопровождающееся водопонижением; сейсмика технических взрывов, вибрация и динамика работающих машин.

7. Высокий физический износ конструкций

в следствии весьма продолжительного срока эксплуатации здания.

8.Форс-мажорные объективные ситуации

в виде на воднений, землетрясений, взрывов, оползней, пожаров и т.п.

Прогноз вероятности аварий

Аварии зданий и сооружений возникают, как приведено выше, из-за допущенных грубых ошибок и просчетов, при разработке проектов, строительстве и эксплуатации

. В случае неблагоприятного прогноза назначаются дополнительные меры по проверке качества проектирования, строительства и эксплуатации с целью устранения обнаруженных дефектов.

Недостаточная надежность проекта

может возникнуть вследствие следующих факторов:

а) несоответствия принятой расчетной модели действительной работе конструкций и всего здания;

б) неверных данных о действующих нагрузках и воздействиях;

в) применения новых неопробированных типов конструкций и материалов;

г) допущенных ошибок из-за отсутствия достаточного опыта проектировщиков при сложности расчетов;

Некачественное строительство объектов

можетбыть вызвано следующими факторами:

а) применения контрафактных строительных материалов;

б) слабой технологической дисциплиной строительства;

в) плохого контроля за качеством строительства, отсутствие необходимой проектной документации;

г) низкой квалификации исполнителей;

д) неумелое руководство строительными процессами;

Некачественная эксплуатация зданий

может возникнуть в следствии:

а) завышений проектных нагрузок;

б) отступлений от правил эксплуатации;

в) использования объекта не по назначению;

г) отсутствия контроля за состоянием здания или сооружения;

д) эксплуатации здания с неустраненными дефектами и повреждениями;

е) деструкция строительных материалов – потеря нор мативных физических свойств

Определение вероятности аварии производят на основании использования экспертных оценок путем опросных анкет.

Опросная анкета, на которую анонимно отвечают эксперты строительных компаний, содержит ряд оценочных условий, каждое из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой всех условий, равной 1 (табл. 2.1).

Каждое условие оценивается по балльной шкале и имеет 5 вариантов ответа:

1 – неприемлемо

,

2 – неудовлетворительно,

3 – удовлетворительно,

4 – хорошо,

5 – отлично.

Условную надежность здания или сооружения ß определяют по формуле

, (2.1)

гдеРiудельная оценка надежности, получаемая умножением удельного веса условия на оценку в баллах.

Полученные значения ß для сооружения сравнивают со шкалой оценок надежности (см. табл. 2.2).

В табл. 2.2 приведены типовые условия анализа надежности сооружения, находящегося в эксплуатации. При необходимости может быть проведен анализ только надежности проекта, а число условий может быть дополнено или изменено.

Для более достоверных оценок надежности зданий и сооружений против аварии их оценку осуществляют несколькими независимыми экспертами.

Ниже, в табл.2.1 приведен пример опросной анкеты экспертной оценки надежности здания

Таблица 2.1

Опросная анкета

№ п/пУсловие надежностиУдельный вес условия, aiОценка в баллах пяти экспертовУдельная надежность, βyОбоснование принятого решения, Рi
=
ai
· β
y
Качество проекта
Соответствие расчетной модели сооружения и нагрузки действительной работе0,053,63,6 · 0,05 = 0,18
Опробированность конструкций и материалов сооружения в предыдущих сооружениях0,055 · 0,05 = 0,25
Учет требований нормативных документов0,054,44,4 · 0,05 = 0,22
Квалификация проектировщиков0,15 · 0,1 = 0,5
Наличие достаточного времени и средств на проектирование0,055 · 0,05 = 0,25
Итого:Р
1
=
1,4

Продолжение табл. 2.1

Качество строительства
Соответствие материалов и конструкций проекту0,14,44,4 · 0,10 = 0,44
Опробированность методов строительства0,054,84,8 · 0,05 = 0,24
Контроль качества строительства0,13,43,4 · 0,10 = 0,34
Квалификация кадров0,14,64,6 · 0,10 = 0,46
Достаточность времени и средств на строительство0,052,82,8 · 0,05 = 0,14
Отсутствие отступлений от норм и проекта0,13 · 0,10 = 0,30
Итого:Р
2
=
1,92
Качество эксплуатации
Отсутствие завышения проектных нагрузок0,055 · 0,05 = 0,25
Контроль за исправностью сооружений и оборудования0,053,63,6 · 0,05 = 0,18

Окончание табл. 2.1

Соблюдение правил эксплуатации0,12,62,6 · 0,10 = 0,26
Итого:Р
3 = 0,69
Всего:Σ= 1ΣРi=
1,4+1,92+0,69=4,0
1
Условная надежность
ß = Σ
Рi
/5 = 4,01/5
=
0,8

Таблица 2.2

Шкала оценок вероятности аварии зданий и по экспертным оценкам

Условная надежность
ß
Вероятность аварииШкала оценки надежности
10 -6Нормативная
0,810 -5Работоспособная
0,610 -4Ограниченно-работоспособная
0,410 -3Аварийная

Порядок расследования аварий

Расследование аварий производится местными и техническими комиссиями. Местная комиссия назначается немедленно руководителями местного самоуправления или органами МЧС. Местная комиссия до начала работы технической комиссии должна организовать оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших и произвести осмотр обрушения [ ?].

Техническая комиссия, созданная министерством и ведомством РФ, в составе представителей министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), местной администрации, специалистов-экспертов строительной отрасли, представителей генпроектировщика и генподрядчика, а также представителей отрасли производства аварийного здания :

— осматривает в натуре здание, сооружение, на котором произошла авария (обрушение), устанавливает объем необходимых фотоснимков, эскизов поврежденного здания, отдельных обрушившихся и поврежденных конструкций, узлов сопряжения конструкций;

— устанавливает на основе имеющихся документов, опроса свидетелей и должностных лиц строительно-монтажных организаций, заказчика:

§ состояние строительства или условия эксплуатации здания, сооружения перед аварией (обрушением), климатические условия;

§ виды и характер работ, производившихся в здании, сооружении и поблизости от него непосредственно перед аварией (обрушением);

§ наличие признаков предаварийного состояния здания, сооружения и принятые меры по предупреждению аварии (обрушения);

§ другие обстоятельства, необходимые для выяснения причин аварии (обрушения).

Данные опроса свидетелей и должностных лиц оформляются заявлениями, объяснительными записками и протоколами, заверенными двумя членами технической комиссии;

— проверяет качество технических решений, принятых в утвержденных архитектурно-строительных проектах и рабочих чертежах;

— определяет качество выполнения строительно-монтажных работ, устанавливает соответствие их проектам и требованиям нормативных документов;

— устанавливает качество примененных материалов, изделий и конструкций и соответствие их требованиям проекта;

— устанавливает объем необходимых дополнительных инженерно-геологических и гидротехнических изысканий;

— определяет объем необходимых проверочных расчетов конструкций здания;

— устанавливает причину действующих в момент аварии (обрушения) фактических нагрузок, температурных и других воздействий;

— проверяет соблюдение порядка и полноту ведения журнала работ, специальных журналов и другой исполнительной документации при строительстве здания;

— определяет, были ли допущены при эксплуатации отклонения от требований правил по технической эксплуатации здания;

— назначает сроки и устанавливает порядок разборки завалов, изучение остатков поврежденных конструкций и состав других работ в процессе разборки для получения необходимых данных;

— устанавливает причину, обусловившую начало аварии (обрушения) при сложившихся конкретны

1Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

* * *

В заключение отметим, что руководители небольших организаций, а также индивидуальные предприниматели часто недостаточное внимание уделяют именно охране труда. Напомним, что нарушение законодательства о труде влечет не только административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ, но и уголовную, если несоблюдение этих правил привело к причинению вреда здоровью человека. Тогда в силу ст. 143 УК РФ лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда, наказывается либо штрафом в размере до 200 000 руб., либо исправительными работами, либо лишением свободы до одного года, а если в результате нарушения произошла смерть человека — до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до трех лет. А если в организации отсутствует лицо, ответственное за охрану труда, таким лицом является руководитель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: