Пример рецензии на трасологическую экспертизу ДТП


Впоследствии любого дорожно-транспортного происшествия на дорожном полотне имеется масса разнообразных следов, оставленных участниками аварии. Трасологическая экспертиза при ДТП представляет собой процедуру их изучения и имеет наибольшую значимость при урегулировании вопроса относительно произведения страховых выплат. Задачи исследования включают расшифровку путей хода ТС, предшествовавших дорожному происшествию, выявление места столкновения, установление обстоятельств, спровоцировавших аварию.

Что такое трасологическая экспертиза

Проведение экспертизы

Термин «трасологическая экспертиза» подразумевает действие процессуального характера, производимое посредством привлечения должностного лица, обладающего соответствующими навыками, знаниями и достаточным уровнем компетенции, и включает изучение доказательств, оставленных на месте ДТП с целью выявления причин их возникновения. Понятие «следы аварии» распространяется на следующие элементы дорожного происшествия:

  • повреждения на автомобилях, в числе которых частицы краски, кусочки стекла, металла, вмятины, трещины;
  • следы от колес, оставленные на дорожном полотне или грунтовой поверхности;
  • элементы, ранее являвшиеся частью автомобиля, но утратившие целостность с ТС в результате аварии (различные технологические жидкости, стекло, металл, краска).

Процедура совокупного исследования позволяет установить обстоятельства, непосредственного виновника, а также возможность включения ДТП в рамки страхового случая.

Что такое трасологическая экспертиза и для чего она нужна?

data-full-width-responsive=»true»>

Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.

описание следов, оставленных при ДТП

Причины выполнения трасологической экспертизы

  1. Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
  2. Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
  3. Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
  4. Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.

Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.

Когда проводится

Необходимость проведения трасологической экспертизы может возникнуть в нескольких случаях.

  • Определение виновника произошедшей аварии. Как правило, происходит это, если все участники ДТП отказываются признавать себя в качестве виновника аварии.
  • Установление природы происхождения того или иного повреждения.

Второй вариант свойственен для тех случаев, когда страховая компания отказывается производить выплаты, аргументируя это тем, что определенные повреждения не могли быть нанесены ТС в рамках произошедшего происшествия.

Распространенные вопросы при проведении транспортно-трасологической экспертизы авто

Определение виновной стороны в столкновении – вот одна из наиболее распространенных задач, поставленных перед экспертом. После выполнения ряда соответствующих действий, эксперт отвечает на поставленный вопрос и указывает на лицо, по чьей вине наступило неприятное событие.

В последнее время большинство страхователей сталкиваются с одной общей проблемой – возникновение спора со страховой компанией на основании отказа в страховых выплатах со стороны последней. Как правило, результатам страховой экспертизы едва ли можно доверять по причине частого сговора страховщика с оценочной компанией на взаимовыгодных условиях. Эксперт-трасолог может прояснить ситуацию и установить реальный размер ущерба, полученного после ДТП.

В некоторых ситуациях, как уже отмечалось, сами страхователи, исходя из корыстных побуждений, стремятся сделать так, чтобы в размер ущерба попали и иные повреждения, полученные ранее. Трасологическая экспертиза способна решить данную проблему на профессиональном уровне.

Задачи

Основными целями экспертизы, проводимой при происшествии, являются следующие:

  • определение скорости, с которой двигались ТС перед аварией;
  • наличие или отсутствие у водителей возможности предотвратить столкновение;
  • соблюдение участниками правил движения или выявление факта нарушения таковых;
  • оценка состояния участвовавшего в аварии ТС до и после ДТП;
  • траектории движения автомобиля;
  • определение схемы расположения ТС.

Также производится предварительная оценка ущерба, причиненного транспортным средствам, являющимся участниками дорожного происшествия.

Номенклатура трасологической экспертизы при ДТП

Для проведения объективного трасологического исследования дорожно-транспортного происшествия, эксперт-трасолог должен владеть максимальным количеством информации о происшествии. Подавать же нужные для экспертизы материалы следует в виде:

  • схемы места аварии на основании, фиксирующих факт ДТП, актов;
  • протокола осмотра места происшествия, составленного правоохранительными структурами;
  • фотографий и видео с места аварии, соответствующих судебным нормам;
  • протокола техосмотра транспортного средства на предмет подтверждения его исправности;
  • справка-свидетельство о ДТП от службы ГБДД;
  • фото или видео ДТП, сделанное участниками самого происшествия.

Также трасологу необходимо предоставить возможность наружного обследования полученных повреждений у всех автомобилей-участников аварии.

Состав документов, подаваемого на транспортный анализ, может изменяться в зависимости от объема исходных данных и поставленных задач. К примеру, иногда бывает достаточно только одних подробных фотоматериалов ДТП.

Ходатайство о назначении экспертизы

Ходатайство о проведении подается одним из участников судебного заседания в рамках рассмотрения иска о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Оно может быть заявлено как в устной, так и письменной форме. Образец документа отсутствует как таковой, однако есть пункты, указать которые важно обязательно:

  • какой организации нужно передать документы;
  • перечень вопросов, адресованных эксперту.

Окончательное решение относительно необходимости исследования выносится судьей после рассмотрения ходатайства.

Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.

В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.

Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.

Порядок проведения

Порядок проведения трасологической экспертизы подчиняется следующему алгоритму:

  • этап предварительного исследования;
  • детальное изучение аварии;
  • Обобщение полученных результатов (совокупно на этом этапе производится оценка ущерба автомобиля после ДТП);
  • письменное оформление данных.

Ходатайство или иной документ, являющийся предпосылкой для проведения исследования, включает перечень вопросов эксперту, детальное изучение которых рассматривается как начальная ступень процедуры.

Когда нужна транспортно-трасологическая экспертиза

Существуют определенные ситуации, когда осуществление подобной процедуры просто необходимо. Среди таких случаев можно выделить следующие:

  1. Требуется выяснить, почему именно произошло данное ДТП, то есть какие причины и следствия данного нарушения.
  2. Если виновника аварии определить невозможно, то есть в ситуации, когда сотруднику ГИБДД не удалось установить, кто именно был виновником такой аварии.
  3. Если человека по каким-либо причинам обвиняют в совершенном ДТП, хотя данное обвинение носит необоснованный или же незаконный характер.
  4. В ситуации, когда страховая компания категорически отказывается произвести полагающуюся выплату по страховому полису, аргументируя это тем, что полученные повреждения никаким образом не связаны с конкретной произошедшей на месте аварией. А это означает, что все эти повреждения никаким образом не относятся к произошедшей конкретной аварии и не должны оплачиваться по страховке.

Что нужно для выполнения

Чтобы получить максимально достоверные и точные результаты проведения трасологической экспертизы, требуется предоставить должностному лицу, проводящему исследование, как можно больше информации. Необходимыми материалами являются следующие.

  • Схема произошедшего ДТП.
  • Полный пакет документов из ГИБДД, включающий протоколы о произведенных нарушениях, справки, освидетельствования и так далее.
  • Показания лиц, участвовавших в аварии, а также свидетелей произошедшего (если таковые есть).
  • Если имеются фото- и видеоматериалы, сделанные на любом этапе расследования ДТП, их также требуется приложить.
  • Обязательным является предъявление транспортных средств.

При наличии иных документов, к числу которых можно отнести, например, результаты экспертиз, проведенных другими учреждениями, следует также приложить их к основному пакету документов.

Что понадобится для проведения исследования?

Трасологическая экспертиза при ДТП проводится на основании следующих материалов:

  • схемы аварии;
  • полного комплекта документов, выданных сотрудниками ГИБДД;
  • показаний самих участников происшествия, а также опроса свидетелей, если они были;
  • фото- и видеоотчетов;
  • пострадавших транспортных средств;
  • результатов других экспертиз, если они были проведены.

Чем больше вводной информации получает эксперт-трасолог, тем точнее и подробнее будет проведенный им анализ. Если у вас остались вопросы о том, как проходит экспертиза и что нужно для получения этой услуги в ExCompany, свяжитесь с нами по контактным телефонам или оставьте заявку на этом сайте.

Стоимость исследования

Сколько стоит проведение экспертизы, зависит от нюансов проводимого исследования и серьезности произошедшей аварии. Минимальная сумма составляет 2-5 тыс. руб., такая цена, как правило, соответствует исследованию аварии легкой степени тяжести. Средняя стоимость трасологии составляет 10 тыс. руб., максимальная — порядка 20 тыс. руб.

Оплата может быть произведена любым участником аварии на добровольной основе. Если виновником будет признано второе лицо, участвовавшее в ДТП, участник, оплативший экспертизу, может в судебном порядке ходатайствовать о возмещении понесенных им материальных затрат.

Что необходимо при проведении экспертизы

Чтобы независимые эксперты смогли сопоставить картину происшествия, им нужно предоставить максимальное количество информации. Это поможет в точности смоделировать схему ДТП и определит, как двигались его участники.

Проведение экспертизы подразумевает наличие определенного пакета заключений и материалов дела.

трасологичекская методика

Методика трасологической экспертизы сводится к изучению следующих документов и материалов:

  1. Составленная участниками ДТП или полицией схема ситуации;
  2. Протокол, составленный правоохранительными органами;
  3. Фотоматериалы эксперта с места ДТП;
  4. Автомобили, попавшие в ДТП для изучения повреждений;
  5. Видео и фото с транспортных средств (при наличии регистратора);
  6. Протокол проверки технического состояния авто;
  7. Справка о совершенном происшествии.

Весь перечень документов не является обязательным, но если ситуация очень тяжелая, тогда может понадобиться больше материалов.

Видео: Эксперт рассказывает о нюансах трасологической экспертизы

Можно ли провести по фотографии

Трасология подразумевает наличие возможности проведения исследования дорожно-транспортного происшествия на основании ограниченного числа документации, например, только по фотографиям. Однако результаты, которые предоставляет экспертиза после ДТП в такой ситуации, могут носить неточный характер. Именно по указанной причине не рекомендуется производить ремонт пострадавшего в аварии транспортного средства до получения результатов экспертизы. Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Как оспорить результат

Оспаривание результатов проведенной экспертизы возможно. Так как трасология нередко проводится по инициативе страховой компании с целью отказа в произведении выплат или вторым участником, в интересах которого доказательство собственной невиновности, инициатива обжалования полученных данных может исходить от первого участника аварии, имеющего сомнения в достоверности материалов.

Вследствие того, что проведение исследования задокументировано, оспаривание подразумевает обращение несогласной стороны в судебную инстанцию. Как оспорить результат, зависит от нюансов полученного экспертного заключения. В ряде случаев необходимость в проведении повторного исследования может отсутствовать, например, из-за грубых ошибок в первичном документе.

В иных ситуациях лицу, несогласному с результатами, требуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, определение о назначении которой выносится судом. Далее постановление о результатах первой и повторной процедур будет вынесено на основании оценки и детального изучения предоставленных материалов.

Можно ли оспорить результаты?

Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

  • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
  • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
  • нелогичное объяснение ситуации;
  • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
  • недостижение конечного результата и т.д.

Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

На нашем портале в ряде статей мы также рассказали об особенностях и видах экспертизы при ДТП:

  • Тонкости и нюансы проведения судебной автотехнической проверки.
  • Все о проведении криминалистической экспертизы.
  • Что такое комплексная автотехническая проверка после аварии?

Подведем итоги

Трасологическая экспертиза при ДТП является объективным исследованием, позволяющим получить сведения о виновниках аварии, характере и степени тяжести происшествия, сумме ущерба и других вопросах, имеющих значимость. Зафиксированные документально результаты, вынесенные экспертом, не носят окончательного характера и могут быть обжалованы в рамках судебного процесса. В целом транспортная трасологическая экспертиза является наиболее удобным средством, позволяющим решить возникшие споры, если участники отрицают виновность в произошедшей аварии или возможность появления определенных повреждений именно в рамках случившегося ДТП.

НА КАКОМ ЭТАПЕ ПРОВОДИТСЯ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА?

Трасологическая экспертиза при ДТП может выполняться на любом этапе разбирательства. Часто эксперта-трасолога вызывают сразу после столкновения. Это оптимальный вариант при сложных авариях с большим количеством участников. Специалист «по горячим следам» восстанавливает механизм происшествия, устанавливает факт наличия нарушений ПДД, определяет виновников. Если все стороны согласны с экспертным мнением, удается избежать затяжного конфликта и урегулировать все мирным путем.

Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В ходе расследования выясняется, что одна из сторон отказывается признавать свою ответственность. Или страховой агент не считает, что ТС получило весь объем повреждений вследствие ДТП и занижает размер компенсации. В таком случае также требуется автотехническая трасологическая экспертиза. Она позволит восстановить истинную картину происшествия и станет необходимым доказательством для страховщиков.

Также к экспертному мнению прибегают уже в ходе судебного процесса. Но мы рекомендуем не затягивать с обращением к специалисту: даже если вы намерены подавать исковое заявление, делать это лучше, имея на руках доказательство своей правоты – акт экспертизы, заверенный подписями и печатями.

Стоимость трасологической экспертизы

Стоимость проведения такой экспертизы носит договорной характер и во многом зависит от нескольких факторов, к примеру:

  1. Сложности данного процесса.
  2. Общих объемов всего непосредственного проводимого специалистом исследования.
  3. За выезд конкретного специалиста на непосредственное место происшествия также может взиматься определенная дополнительная плата.
  4. Отдельная доплата может взиматься за срочность проводимого исследования.

Как правило, средняя цена за проведение такого исследования составляет от четырех до двенадцати тысяч. Однако бывают и особенно дорогие случаи, к примеру, когда требуется выезд непосредственного специалиста и проведение срочного исследования.

Сроки проведения такой экспертизы также бывают разными и влияют на итоговую стоимость. Простые случаи могут заниматься от одного до полных десяти дней.

Стоит также отметить отдельно тот факт, что не все трасологические справки подходят для рассмотрения дела в судебном порядке. Именно поэтому стоит обращаться только в профильные компании, которые уже достаточно давно зарекомендовали себя в качестве успешной фирмы, оказывающей подобные услуги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: